"- Меня нет на работе.
- Выберите причину отсутствия: отпуск, болезнь, командировка..."
Именно так выглядит один из диалогов с нашим чат-ботом vLad'ой в Viber или Telegram. Мы обратились к ее "создателю" Михаилу Фитасову и задали ему много вопросов. Читайте.
Знакомьтесь, Михаил Фитасов. Работал себе спокойно помощником системного администратора в IT-отделе компании Lad. И все было ровно. Пока...
Михаил Фитасов: ...пока не появилась идея создать универсального помощника для сотрудников, проще говоря чат-бот. Тем более такая модная тема! В IT-отдел приходило очень много заявок. Мы решили процесс автоматизировать. Представляли это примерно так: пишет человек чат-боту “не работает интернет”, а ему приходит ответ “проверь кабель, перезагрузи компьютер”. От слов к делу - я начал писать чат-бот.
С чего ты начинал, пытаясь создать чат-бот?
М.Ф: Я открыл Python (тогда я его почти не знал) и начал писать с нуля. Сначала попробовал рулить диалогами сам, подключил модуль для Telegram-бота, но все показалось слишком сложным. Поэтому я пошел искать сервисы, которые упростили бы мне мою задачу. Нашел тот, в котором можно построить древо диалогов и лишь иногда делать запросы на свой сервер.
Потом захотелось добавить еще что-нибудь. Сначала интегрировал ActiveDirectory, потом Google, потом SQL сервер от системы контроля доступа, все что было доступно для интеграции шло в любопытные руки. Периодически я возвращался к старому коду. Что-то дорабатывал. Учился программировать на живом проекте!
Какой стек ты использовал?
М.Ф: Python 3.7, Flask, Botmother, SQLite (в начале), PostgreSQL (пришлось переезжать, когда проект переехал в docker) и собственно сам Docker.
Почему чат-бот в компании Lad - девочка и кто придумал имя vLada?
М.Ф: В нашем корпоративном workplace проходило голосование за имя. Было много вариантов. Имя vLada не победило, я выбрал его, потому что на этапе визуализации дизайнеры из Команды маркетинга нарисовали девушку-робота. С тех пор чат-бот ведет все диалоги от имени девушки.
Что сейчас умеет чат-бот?
М.Ф: Она умеет практически все. Если описать простым языком, как она работает, то выглядит это так: есть фраза и она на нее определенным образом реагирует. Например, увидев в начале предложения ключевую фразу "инфо", обычно предшествующую фамилии, почте или номеру телефона, то покажет полную информацию о найденных по запросу сотрудниках. Таких сервисов много, всех не перечислить. Если чат-бот не понимает о чем его спросили, то шлет запрос на сервер. Там уже идет распределение заявок на ответственные отделы. Если фраза содержит слова “стол”, “стул”, “табуретка”, то чат-бот предложит отправить заявку в АХО, если что-то связанное с компьютер - в IT-отдел. Вот так она разруливает заявки.
Мы добавляем новые бизнес-процессы в чат-бот, поэтому vLada постоянно развивается, работает и не “падает”.
Многие компании покупают чат-бот. Не проще было бы компании сделать так же?!
М.Ф: Нет ничего сложного в том, чтобы взять и сделать чат-бот. Да, сложновато поддерживать, потому что писал я его еще неопытным программистом. Когда начинаешь подпиливать и перепиливать - такие дебри! А когда покупаешь чат-бот там конечно все красиво и хорошо написано, но такой глубокой интеграции ждать не приходится. А vLada...vLada закрывает все текущие потребности сотрудников компании. И судя по ее популярности мы попали в точку, создав ее!
Сейчас примерно 20 человек в день пользуются чат-ботом. В месяц 150-200 уникальных пользователей. Недавно добавили диалоговую ветку “Меня нет на работе”. Если сотрудника взял больничный или админ, собрался в отпуск, чат-бот заполнит табличку в Excel, отправит письма руководителю сотрудника, в бухгалтерию, соответствующие бланки на почту. Я вот буквально 10 минут назад оформил отпуск с помощью vLadы. Заполнил три строчки через чат-бот и все оповещены, что меня не будет!
И что теперь?
М.Ф: После моих первых успехов с чат-ботом меня пригласили перейти в отдел разработки, где сейчас я изучаю javascript. vLada стала отправной точкой в моей новой профессии. Я не был программистом. А теперь вот - пишу код!