Расскажи, где ты работала или чем занималась до прихода в Lad?
Екатерина Федулова: В компанию я пришла 20 августа 2018 года, то есть уже почти три года работаю. До этого момента сфера деятельности была достаточно обширная. Начала я свой трудовой путь с секретаря, потом занималась журналистской деятельностью: была главным редактором интернет-портала. Даже в продажах себя пробовала, но у меня это не очень хорошо получалось. Я очень любила писать тексты, вычитывать их, редактировать и корректировать. Это было мое основное увлечение и я этим очень часто занималась.
Как получилось, что ты оказалась в продажах?
Екатерина Федулова: Я оказалась на перепутье. Мне срочно нужно было найти какую-то работу и я разместила своё резюме на hh. Искала вакансию вроде офис-менеджера. На моё резюме наткнулась Ирина Власова и предложила попробовать себя в роли менеджера по продажам в отделе электронных торгов. Меня пригласили на собеседование, но самое смешное, что я его не прошла. Мне дали обратную связь по собеседованию и рассказали про другую вакансию. Тоже менеджера по продажам, но в направление контрольно-кассовой техники. Мне в тот момент работа была нужна очень срочно, поэтому я решила попробовать. Помню, что жутко переживала, боялась и понимала, что вообще не вижу себя продажником. Помочь, проконсультировать, объяснить, сделать человеку хорошо — это запросто, а вот что-то продать — нет.
И после этого собеседования ты получила оффер?
Екатерина Федулова: Нет, мне предложили выйти на пробный день. Я хотела посмотреть, что предстоит делать и на меня хотели посмотреть. Это было очень страшно. Я помню, что сначала мне в общих чертах объяснили, чем я буду заниматься, а после этого дали контактный телефон человека со словами «позвони и продай ему». Я, наверное, целый час собиралась с мыслями, чтобы просто сделать этот один звонок. Позвонила и мне сказали ждать обратной связи по пробному дню. Перезвонили буквально через два часа и сказали, чтобы приходила устраиваться. И вот после этого уже я подумала: почему бы не попробовать выйти из зоны комфорта, пересилить и почувствовать себя в новой роли?
Что же случилось в этот пробный день, что ты так подумала?
Екатерина Федулова: Первое впечатление было, словно я попала в пчелиный улей. Во всех предыдущих компаниях и местах, где я работала, в кабинете одновременно не находилось более 4-х человек, а здесь open space и рядом с тобой человек 15, которые постоянно разговаривают друг с другом и с клиентами. Стоит какой-то гул и очень шумно. Ты при этом пытаешься услышать свои собственные мысли и не можешь этого сделать. С одной стороны мне было дискомфортно, с другой — это позволило сосредоточиться и влиться. Меня зацепило. Уже через полчаса я поняла, как это круто. Ты находишься внутри рабочей атмосферы.
Расскажи, какими были твои первые задачи.
Екатерина Федулова: Мы тогда сидели на входящих звонках. Они были от клиентов, которые уже хотят купить контрольно-кассовую технику. Моя задача была познакомиться с клиентом и в ходе диалога узнать, чего именно он хочет и предложить дополнительные сервисы, которые решат его проблему.
Твое отношение к продажам поменялось? Спустя какое время это произошло?
Екатерина Федулова: Отношение к отделу продаж и к продажам, в целом, полностью поменялось через месяц. Если до этого зацепила атмосфера, то спустя месяц я поняла, что начинаю пользоваться техниками продаж, о которых мне рассказали на работе, и в обычной жизни. Это, кстати, стали замечать и мои знакомые.
Сказали, что после выхода из зоны комфорта я превратилась в продавана. Я резко трансформировалась из замкнутого человека и начала пульсировать во внешний мир. Это прям было круто.
Что в твоей работе тебе запомнилось больше всего?
Екатерина Федулова: В один день я поняла, что иногда очень полезно оставаться после работы. У меня был тогда график до 18:00, а я осталась до 18:10, потому что надо было закрыть какие-то рабочие задачи. В это время зазвонил телефон и этот входящий звонок сделал мне месячный план продаж. Мы тогда заключили контракт на очень большое количество терминалов. Более того, мы работаем с этим клиентом до сих пор по уже другим продуктам и приложениям. А казалось бы? Задержалась всего на 10 минут будучи стажером.
А трудности есть в работе?
Екатерина Федулова: Самое сложное — поделиться своими знаниями таким образом, чтобы они отразились в сознании сотрудников в таком же виде, как и у тебя. Ведь каждый смотрит на любую информацию через призму своего мировоззрения и мышления. Понимаешь, поделиться знаниями — это одно, а вложить в них тот же самый смысл — совсем другое. Вот с этим тяжко бывает.
Каким был твой путь от стажера до руководителя отдела?
Екатерина Федулова: После стажера по продажам контрольно-кассовой техники я стала специалистом, затем старшим специалистом, а через полгода после этого у нас открыли направление Маркет Эвотор и мне предложили перейти от продаж техники на продажу приложений. Я снова решила попробовать, потому что верила в продукт. Я и сейчас в него верю.
Если не верить в продукт, то у тебя никакие продажи не получатся.
В тот момент я понимала, что иду в отдел, где буду продавать то, что мне по душе, что работает и что будет продаваться. Через год с небольшим после этого руководитель перешла в другое направление, а я заняла её место. Возможно, в силу опыта, возможно, в силу знаний и компетенций. Я считаю, что это отличный карьерный рост. Во многих компаниях он происходит гораздо медленнее и чаще горизонтальный, а тут больше именно вертикального движения за столь небольшой промежуток времени.
В чем сейчас заключается твоя работа?
Екатерина Федулова: Я руковожу отделом Маркет Эвотор, который занимается продажами приложений для смарт-терминалов. Я их регулирую. Ещё помогаю ребятам разбирать сложные кейсы. Иногда беру на себя доведение клиента до сделки, если у менеджера не получается это сделать, но случается это очень редко. Периодически занимаюсь разрешением конфликтных ситуаций. Развиваю Маркет со смежными подразделениями и отделами компании и в целом развиваю его по стране, потому что клиенты наши не только в Нижнем Новгороде и я хочу, чтобы по всей России знали о нашей компании, о нашем сервисе, о возможности расширить базовый функционал онлайн-кассы Эвотор с нашей помощью. Чем больше клиентов, тем круче!
Что для тебя наиболее ценно и важно в работе? И что ты в ней любишь?
Екатерина Федулова: Для меня важна командная работа. Если коллектив сплоченный, то он встанет мощной стеной и сможет стремиться к одной цели. Я не люблю, когда кто-то тянет одеяло на себя и пытается где-то урвать. Мне нравится, когда все нацелены в одну сторону. Если говорить о том, что люблю, то это постоянное взаимодействие с людьми. Причем не только с коллегами, но и с клиентами. Даже после перехода на руководящую должность, я продолжаю общаться с клиентами. Мне иногда самой хочется позвонить клиентам, особенно тем, с которыми мы давно сотрудничаем. Они и сами могут набрать меня по любому вопросу, потому что привыкли. До смешного иногда доходит.
Есть один клиент, который звонит мне, чтобы попросить моих сотрудников с ним связаться, а когда я спрашиваю, почему он сам им не позвонит, отвечает, что просто хотел со мной поговорить.
Такие моменты очень радуют. Приятно, что звонят уже просто услышать или узнать, как дела.
У тебя есть совет для новичков, которые приходят в продажи и хотят быть руководителями отделов в будущем?
Екатерина Федулова: Не стесняйтесь задавать вопросы более опытным коллегам, руководителям или наставникам, в зависимости от того, как построена работа внутри отдела, а также жадно поглощайте знания. Без знаний и без желания их получать — ничего не получится. Ты можешь быть классным специалистом и обладать всеми техниками продаж, но если ты не знаешь сам продукт и не хочешь углубить свои знания в этой сфере, то у тебя ничего не выйдет. Только в связке: и продукт, и техники. Если во время общения с клиентом понимаешь, что в знаниях есть пробел, срочно попроси у коллег недостающую информацию либо найди её самостоятельно. Важно именно желание.
Ты считаешь себя успешной? К чему сейчас стремишься?
Екатерина Федулова: Наверное, да, если мы говорим про карьерный рост, поскольку бывают люди, которые получили должность на ступень выше и засиживаются на ней. Мне так не интересно. Мне всегда хочется куда-то расти, причем не важно, горизонтальный это рост или вертикальный. Главное, постоянное развитие. Я уже достигла определенных высот, но останавливаться на них не собираюсь. Хочу развиваться в той должности, которая у меня сейчас и привносить в компанию то, что помогает ей процветать. У нас есть задача выйти в ТОП-10 по Маркету среди всех российских компаний. Самая глобальная — занять первое место. Пока этого сложно достичь, но, как говорят, нет ничего невозможного, есть куда стремиться!