Перечень требований к российскому софту создали на онлайн-встрече, организованной Международным IT-кластером Нижегородской области с целью обсуждения и изучения вопросов замещения иностранных информационных технологий и демонстрации успешных практик.
Создание импортонезависимых решений — растущий сектор российского IT-рынка. Комплексная задача перехода с иностранного на отечественное ПО стоит перед государственными, образовательными, медицинскими учреждениями, промышленными производствами. Согласно приказу Минкомсвязи РФ от 20.09.2018 о переводе государственных организаций на отечественное ПО, рекомендуемые показатели эффективности перехода госкомпании на преимущественное использование российского софта, в том числе офисного, к 2021 году должны достигнуть 75%.
В связи с этим, фокусными темами круглого стола стали практики внедрения автоматизированного рабочего места госслужащего, а также задачи по развертыванию инфраструктуры «Умного города».
Чтобы переход на отечественные технологии происходил быстро, качественно, с минимальными потерями времени и информации, нужны профессионалы с серьезным опытом, считает
руководитель по работе с государственными клиентами IT-компании Lad Анатолий Гейгер.
«Современное импортозамещение — необходимый процесс в рамках всеобщей цифровой трансформации. Сейчас в целом экосистема отечественных IT-решений еще на стадии формирования. Конкретные результаты в сфере импортозамещения наблюдаются только в оборонной промышленности, образовании, коммуникационных платформах и безопасности. Остро стоят вопросы совместимости некоторых российских продуктов с остальным отечественным софтом. В каждом регионе существует своя специфика работы, поэтому нужно ориентироваться на реальный опыт команд, уже внедряющих российское ПО и оборудование в нашей стране и знающих, как адаптироваться под региональные особенности и потребности заказчиков», — подчеркнул Анатолий Гейгер.
Модератор мероприятия, директор Центра по импортозамещению в сфере ИКТ Илья Массух отметил, что пандемия показала необходимость цифровой трансформации экономики с помощью комплексных совместных решений IT-компаний — разработчиков и интеграторов.
Директор Международного IT-кластера Марат Мухарьямов подчеркнул, что внедрение импортонезависимых технологий — точка роста для российских IT-компаний, а нижегородские разработчики уже достигли заметных результатов в этой нише: разработки нижегородских компаний Lad, Timebook, Р7-Офис уже внедряются в России и странах ближнего зарубежья.
Специалисты IT-компании Lad поделились успешными кейсами внедрения цифровой платформы «Карта жителя Нижегородской области» и проекта цифровизации строительной отрасли «Платформа строительных сервисов» в Сахалинской области. На конференции была также представлена система учёта и управления рабочим временем от компании «Timebook».
Всего на мероприятии присутствовало более 130 участников, в том числе ведущие отечественные вендоры Р7-Офис, Аквариус, ICL Techno, ГК Astra Linux, Базальт СПО, РЕД СОФТ, ИТЦ РОСА.
Присутствующие на круглом столе отметили принципиальную важность взаимодействия всех участников импортозамещения. Правительству как регулятору данного процесса необходимо создать условия для разработки унифицированных комплексных решений и совместимых технологий, привычных и удобных госслужащим.
Отечественные разработчики и интеграторы определили совместные траектории развития российского рынка программного и аппаратного обеспечения. Итогом обсуждения стал список актуальных требований к импортонезависимым решениям, в частности, к автоматизации рабочего места госслужащего. Среди этих параметров:
- комплексное внедрение программного оснащения АРМ;
- приоритетность и взаимосовместимость друг с другом российского ПО и оборудования;
- централизованная система со стандартизированным инструментарием госслужащего (офисные пакеты, полнофункциональная почтовая система, интеграция с системами электронного документооборота, доступ к справочно-правовым системам, средства антивирусной и информационной безопасности и прочее);
- информационная безопасность технологий и персональных данных пользователей;
- минимизация стресса конечных пользователей за счёт бесшовной интеграции, привычных интерфейсов, обучения и информационно-технической поддержки конечных пользователей.
- сокращение затрат заказчика на администрирование IT-инфраструктуры;
- обучение IT-специалистов для быстрого внедрения разработок и конечных пользователей команды заказчика.